(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

В поисках утраченного: Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

31 октября 2014 года в Музее истории города Йошкар-Олы состоялась презентация творческого музейного проекта "В поисках утраченного: Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке".

Автор проекта: Зверева Светлана Владимировна, заведующая отделом туристско-экскурсионной деятельности МБУК «Музей истории города Йошкар-Олы».

Реализация: фольклорное объединение "Царёв город" при музее истории города Йошкар-Олы

prez

Музейно-образовательный проект «В поисках утраченного: Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке» нацелен на комплексное изучение и поиск новых актуальных форм представления элементов традиционной культуры в музейной среде.

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

Именно сегодня необходимо искать новые формы работы с музейной аудиторией для популяризации культурного наследия. Формы, эффективные и востребованные, в условиях динамичного технологичного 21 века.

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

Фольклорно-этнографические экспедиции проводились ежегодно в 2011, 2012, 2013 годах. Исследования велись участниками фольклорного объединения «Царёв город» совместно с Центром русского фольклора Республики Татарстан.

Главный принцип проведения экспедиции – «комплексность изучения традиции». Принцип использовался как при формировании команды исследователей (в экспедиции работали специалисты по разным направлениям изучения традиционной культуры), так и при опросе информантов.

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В ходе экспедиции особое внимание уделялось следующим направлениям

  • музыкальная (песенная) традиция,
  • танцевальная традиция,
  • календарные обряды,
  • семейно-бытовые обряды;
  • народный костюм

В результате собран богатый аудиофонд и видеофонд по следующим темам:

  • Исторические и топонимические предания, устные рассказы, легендарные рассказы
  • Хозяйственная деятельность (ремесла, народный костюм, кулинария)
  • Календарные праздники и обряды (Святки, Рождество, Масленица, Великий пост, Пасха, праздники от Пасхи до Троицы, Троицкая обрядность, праздники от Петрова до Ильина дня, осенние праздники, престольные и обетные праздники)
  • Община и традиционные формы общения и взаимоотношений, взаимопомощи
  • Семья, семейные отношения и семейные обряды (отношения в семье, обряды и поверья, связанные с рождением ребенка/народная педагогика, проводы в армию, свадебная обрядность, похоронно-поминальный обряд)
  • Народная вера, Народная Библия, загробный мир, былички
  • Народная медицина, заговоры
  • Сказки, игры, детский фольклор от детей

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

Выставки «В поисках утраченного…», «Потаённая красота», «Всё как у людей» – творческий отчет о результатах экспедиционной деятельности. Собранные в ходе фольклорно-этнографических экспедиций аудио-, видео-, фото- и материальные фонды послужили основой при подготовке к ним.

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

Идея выставки "В поисках утраченного"

Умирает деревня, а вместе с ней – и традиции. Русская крестьянская культура – невероятно богатая, мудрая, такая близкая и понятная нам – сегодня осталась в стороне. Многие принципы, по которым ещё совсем недавно жили наши бабушки и дедушки оказываются забытыми или неинтересными, старомодными, а порой и чуждыми современному человеку. Как часто люди, живущие в нашей стране, имеют самые расплывчатые представления о культуре, в которой ещё недавно воспитывались целые поколения!

О необходимости вспомнить, какая она – русская традиционная культура, о том, почему необходимо собирать оставшиеся крупицы народной мудрости в деревне, о важности общения с носителями традиции и о том, что такое фольклорно-этнографическая экспедиция сегодня, – выставка «В поисках утраченного…» в Музее истории города Йошкар-Олы.

Дата проведения выставки: 20 февраля – 20 апреля 2011 года

Автор замысла и координатор выставки: Зверева С.В.

Количество посетителей выставки - 4271 человек

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

Идея выставки "Потаённая красота"

Неприметной, но глубоко радующей красотой открывается перед нами русское деревянное искусство.

Истоки изготовления предметов из дерева очень древние и теряются в незапамятных временах. Обилие лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушку, для женщин – прялку и веретено, для праздничного стола – ковш и солоницу, для езды – сани и дугу. И все это прочно, удобно, красиво – из сосны и ели, лиственницы и березы, дуба и клена.

Дерево – материал необыкновенно универсальный и красивый. Внешне изделия из него просты, формы монолитны, украшения гармонично связаны со всем предметом, не нарушают его цельность.  Резьба по дереву условна, и необходимо найти определенный ритм и сочетание узоров, чтобы дерево ожило, притягивало, излучало тепло.

Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетеная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов.

На выставке представлена уникальная коллекция деревянных предметов быта русских крестьян ХХ века, отражающая самобытность и красоту простой, на первый взгляд, деревенской жизни.

Домашняя утварь и детские игрушки, музыкальные и рабочие инструменты - все это и многое другое представлено на выставке сквозь призму народного календаря, жизни человека в течение года.

Дата проведения выставки: 18.03 - 15.04.2012 года

Автор замысла и координатор выставки: Зверева С.В.

Количество посетителей выставки - 3340 человек

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

Идея выставки "Всё как у людей"

Вот уже несколько лет фольклорное объединение «Царёв город» проводит в Музее истории города выставки по русской традиционной культуре. Материалы для выставок собираются в фольклорно-этнографических экспедициях по РМЭ. Но, увы, не всегда обычный этнографический предмет способен вызвать какие-либо чувства у посетителей, к тому же многие из вещей уже начисто забыты современными людьми. А ведь помимо материала, из которого сделана вещь, бытового предназначения, предмет был окружен и невероятной атмосферой деревенских звуков, песен, голосов. Плеск воды в колодце, звуки пастушеского рожка, жужжание веретена редко теперь услышишь. И забывается глубинная традиционная русская культура с удивительными песнями, общинным укладом, земледельческим календарем.

Поэтому и возникла идея представить традиционной мир русской деревни в виде кукольных сценок, ведь куклы понятны всем: и взрослым, и детям.

Существует расхожее мнение: если хочешь узнать душу народа – посмотри, во что играют его дети. А раньше вся деревня играла такими тряпичными куклами, они были в каждой крестьянской семье, в иных избах их было до сотни. Подобных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали «в скалку» кусок ткани. Белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой – и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно было «рядить». А уж наряжали куклу с особым старанием, ведь по ней люди будут судить о вкусе и мастерстве будущей хозяйки. При такой тщательности украшения кукла практически всегда оставалась безликой, что с одной стороны было связано с «обережной» ролью куклы, а с другой способствовало развитию детской фантазии и игровому творчеству. Да и игры в куклы всегда были под стать реальной жизни человека – это и свадьба, и дочки-матери, и пастушество. Заметьте, никакого насилия, жесткости, а только созидательное начало в незамысловатых деревенских игрушках.

На выставке можно увидеть сценки из повседневной крестьянской жизни. Кукольные образы создают неповторимую атмосферу русской деревни, особую цветовую гамму этого мира, где человек гармонично вписывался в окружающую природу, не возвышался над ней, а разумно и бережно заботился о своей земле, своих детях, своем здоровье. Неслучайно, мир традиционной культуры, представленный на выставке, укладывается в простое и емкое понятие «’здорово и здо’рово». Человек умел трудиться искренне и самозабвенно, но и умел отдыхать, широко, с размахом. И все его заботы вертелись вокруг земли, дома, семьи. И радость доставляли ему именно повседневные бытовые мелочи: вкусная каша, сенокос без дождя, песня, «котора душу рвет…»  И, конечно же, главное счастье – дети. Ибо не поспоришь с народной мудростью «С ребятами горе, а без них – вдвое».   Поэтому и на выставке их хватает. Много детей было в традиционных семьях, и звенела от ребячьего гомона деревенская улица, а, значит, весело было в деревне, значит, жизнь кипела, значит, будущее у деревни есть.

Дата проведения выставки: 10 апреля 2013 – 25 июня 2013

Автор замысла и координатор выставки: Зверева С.В.

Количество посетителей выставки - 6869 человек

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

Записанные песни, рассказы о календарных праздниках, обрядах, семейном быте, народных промыслах и ремеслах легли в основу культурно-образовательных программ, которые проходили как во время работы фольклорно-этнографических выставок, так и впоследствии. Аудитория музейных программ обширна – школьники, студенты, взрослые, пенсионеры.

Уникальность данных программ заключается с том, что они основаны именно на местном материале. Активно использовался принцип «проживания» элементов традиционной культуры, вовлечения учащихся в игру, хоровод, пляску.

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

Музей истории города Йошкар-Олы и ФО «Царев город» постоянно проводят образовательные программы в дошкольных, средних и высших учебных заведениях города Йошкар-Олы. Найденный в ходе исследований материал позволит сделать выездные семинары, игровые программы, лекции, презентации более познавательными и выйти на качественно новый уровень ведения занятий по изучению культурно-исторического наследия нашего края.

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

Проект «В поисках утраченного…» стал основой для проведения музейно-образовательных и культурных мероприятий, направленных на знакомство детей и молодежи с русской народной культурой.

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

Сведения и факты, найденные в ходе экспедиций и оформленные в виде выставок, сегодня и в будущем будут использоваться как хороший теоретический и иллюстративный материал к занятиям детской фольклорной студии «Теремок», курса «Мамина школа» и других проектах.

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

Последние несколько лет значительно увеличился приток российских и иностранных туристических групп в Республику Марий Эл в целом и городу Йошкар-Олу, в частности. В развитии туристской отрасли в Республике особенно важно разрабатывать качественные музейные продукты – новые экскурсионные маршруты, выставки, музейные программы, акции. Этнонаправление в этой связи – одно из самых востребованных.

Экспедиционные и выставочные материалы проекта являются уникальной базой для воплощения полноценных этнопрограмм на площадке Музея истории города Йошкар-Олы. Спрос на это подтвердил проведенный летом 2014 года пресс-тур по Республике Марий Эл для российских туроператоров.

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

В поисках утраченного. Новые формы реализации этнокультурных проектов на музейной площадке

Проект «В поисках утраченного…» расценивается как важный этап в деле сохранения и популяризации историко-культурного наследия Республики Марий Эл. Это направление необходимо развивать и в перспективе, поскольку от его успеха во многом зависит будущее нашего края и русской традиционной культуры.

prez

↑ Наверх