(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

Царевококшайская низшая ремесленная школа

Автор статьи - Л.Н. Комелина, главный хранитель фондов Музея истории г.Йошкар-Олы.

Статья опубликована в Музейном вестнике №2. Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Национальный музей Республики Марий Эл им. Т.Е.Евсеева, Йошкар-Ола, 2008.

На улице Волкова во дворе главного корпуса ПГТУ (ранее МарГТУ) находится старинное двухэтажное каменное здание. В начале ХХ века здесь размещалась Царевококшайская низшая ремесленная школа. В 2007 ей исполнилось 100 лет. Школа была открыта 8 декабря 1907 года. Первоначально она была помещена на улице Рождественской (ныне Чернышевского) в двух деревянных домах: Т.М.Смирнова - весь двухэтажный дом (не сохранился) и П.Д.Лоханова - один верхний этаж (ныне Музей декоративно-прикладного искусства). У ремесленной школы была кузнечно-слесарная мастерская в починке д.Вараксино «со всем имуществом и инвентарем»[1].

По случаю открытия школы в доме П.Д.Лоханова состоялся молебен, на котором присутствовали исправник М.И.Умов, лесной ревизор М.Контский, члены земской управы. Заведующим был назначен учитель Царевококшайского городского четырехклассного училища Н.А.Мошков. Он был известен в городе, как прекрасный художник, столяр, естествоиспытатель, педагог. Н.Мошков имел звание городского учителя и свидетельство о знании ремесла от Санкт-Петербургского учительского института. На выставке в г.Казани его ученики получили похвальные листы за рисунки с натуры, а сам Мошков - бронзовую медаль за рисунки «черемисских узоров». В 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде «были представлены коллекции насекомых, собранных Н.Мошковым в Царевококшайского уезде. Здесь были чрезвычайно редкие экземпляры. За эти коллекции он получил диплом на правополучение Золотой медали» [2].

Из 39 желающих учиться в ремесленной школе, по результату экзамена, было выбрано 18 человек: 10 человек в кузнечно-слесарное отделение и 8 человек в столярно-токарное отделение. В сведениях о школе за 1908 год говорится, что «…усиленный приток желающих поступить в школу объясняется стремлением местного населения научить своих детей какому-нибудь ремеслу ввиду его бедности и не существования в уезде (почти) кустарных промыслов» [3].

Открытию школы предшествовала организационная работа: приобретение мебели, учебных пособий, оборудования, инструмента для черчения, медицинских средств оказания первой помощи ученикам при несчастных случаях во время работы и др.

Для фундаментальной библиотеки предлагалось выписать следующие журналы: «Техническое образование», «Вестник для учителей рисования», «Природа и люди», «Вокруг света», «Читальня народной школы (для детей)», «Родник» (для детей), «Спутник здоровья» (еженедельный общедоступный журнал), «Всходы» (журнал для детей школьного возраста).

Обучение было бесплатным. Учениками школы, в основном, были дети крестьян из окрестных деревень «9/10 из них не отличаются крепким здоровьем и телосложением, и редко кто из учеников не перенес тяжелой болезни в течение зимы, медосмотры учеников свидетельствуют, что 9/10 учеников школы имеют очень плохое питание» [4].

На содержание учеников (продовольствие, одежда, белье, обувь) средств не предусматривалось. Земская управа оказывала помощь и ежегодно школе выделяла 1500 рублей. Средства шли на приготовление пищи и стипендии бедным ученикам. «Благодаря помощи земства ученики пользовались достаточной пищей» [5]. В 1912 году земство выделило 900 рублей на стипендии 30 ученикам - по 3 рубля в месяц, в 1916-1917 учебном году было 34 стипендиата земства. Общежития в школе не было, снимались квартиры для «учеников, родители которых живут вне города, чтобы упомянутые ученики могли ночевать, обедать и водить свободное время от занятий не без надзора, а также в темные осенние и зимние вечера ученики, живущие в окрестных деревнях, могли ночевать в городе» [6]. Квартиры нанимались на шесть месяцев с 1 ноября до 1 мая. На наем расходовались пожертвования Почетного смотрителя школы В.Ф.Булыгина (потомственный почетный гражданин, казанский первой гильдии купец, член торгового дома «Булыгин и сын», происхождением из крестьян д.Коряково Царевококшайского уезда) и доходы от продажи изделий учеников.

В 1913-1915 годах учащиеся исполняли заказы на изготовление предметов крестьянского хозяйства, мебели, починку сельскохозяйственных орудий и машин, изготовление новых молотилок. В годы первой Мировой войны для армии производились шрапнельные ящики для зарядов и подковы. В мае 1916 года в ремесленную школу было переведено 312 рублей 55 копеек «в уплату за сданные Отделу снабжения армии подковы». Заказов было много.

Изделия учащихся школы представлялись на российских и уездных выставках. В январе 1913 года лучшие работы учеников находились на кустарной выставке в Санкт-Петербурге, в 1917 году на земском празднике в Царевококшайске, выставленные изделия «отличались своей изящностью». В школе преподавались предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, счетоводство, рисование, черчение, технология дерева и металлов. Особенно много внимания уделялось рисованию и черчению, умению читать чертежи, что необходимо при изготовлении изделий. Курс школы - четыре года. Ученики первого и второго класса переводились по годовым отметкам. Третий класс сдавал экзамены по предметам: русский язык (письменно), Закон Божий (устно), арифметика (письменно), арифметика и счетоводство (устно), технология (устно). Четвертый класс практический, т.е. только занятия ремеслом при отсутствии общеобразовательных и специальных предметов.

«Почти все учившиеся, как в предыдущем так и в настоящем году были отличного поведения, крупных нарушений дисциплины не наблюдалось, большая часть учеников имеет средние способности и такого же прилежания, но умственно мало развиты, объясняется тем, что почти все учившиеся в школе ученики прошли только курс начального училища» [7] - записано в сведениях о школе за 1917 год. Средняя успеваемость учащихся первого класса в 1916 году - 3,5 балла, в 1917 - 3,6 балла. Занятия заканчивались 15 мая, а практические - 29 мая. С 1 августа начинались приемные испытания для вновь поступавших учеников и практические занятия. Учебные занятия начинались с 16 августа. В 1915-17 году из-за войны занятия заканчивались 15 апреля, ведь «подростки оставались единственными помощниками матерей или престарелых отцов» [8] во время полевых работ.

В школе находилось ряд практикантов - детей, не посещающих теоретические занятия, а изучающих только ремесло. После четырех лет обучения выдавался аттестат на звание подмастерья, звание мастера выдавалось при стаже работы более трех лет и возрасте не моложе 21 года.

Училище готовило хороших специалистов о чем говорит удостоверение машинного мастера Балтийского завода г. Петрограда Николая Петрова «...что он все возлагаемые на него обязанности при отличнейшем поведении исполнял аккуратно и с большим знанием дела, что дает право рекомендовать Петрова как человека знающего и усердного работника» [9]. На январь 1908 года в школе преподавали:

  • заведующий школой, преподаватель рисования, счетоводства, технологии, черчения Н.А.Мошков,
  • законоучитель А.А.Темин,
  • учительница русского языка и арифметики Августа Яшина (окончила женскую гимназию),
  • мастер-техник Аркадий Бенардак,
  • мастер-техник Петр Выборнов,
  • мастер слесарно-кузнечного ремесла Виктор Татмышевский (окончил курсы ремесленного училищ),
  • мастер столярного дела Федор Селиванов (окончил городское училище) [10].

Преподаватели Царевококшайской низшей ремесленной школы. 1912 г.

Министерство народного просвещения заботилось о повышении профессиональной подготовки преподавателей. В конце 1909 года заведующий школой Н.Мошков был на месяц командирован в Санкт-Петербург на курсы профессиональных знаний для учителей ремесленных учебных заведений. В письме о командировке говорилось, что предполагается жить на частных квартирах и «необходимо иметь с собой постельные принадлежности, а для безотлагательных занятий черчением иметь готовальню и угольник» [11].

В 1909 году был учрежден попечительский Совет, состоящий из пяти человек: двух избранных Царевококшайским земством, назначенный от Правительства, заведующий школой и законоучитель.

С первых дней существования школы решался вопрос о строительстве своего здания. Весной 1909 года началось его строительство, которое велось под наблюдением особой комиссии. Ее возглавлял председатель земской управы. Проект здания был разработан архитектором Казанского Учебного Округа С.В.Бечко-Друзиным. Подрядчиком стал Торговый дом Братьев Кореповых. Строительство велось с весны 1909 года до осени 1911 года. 26 мая 1912 года особая комиссия приняла здание. Дом состоял из двух частей: двухэтажной части и кузницы. Они соединялись меж собой сторожевой и кладовой. В двухэтажном здании на первом этаже размещались: мастерская, раздевалка, кабинет заведующего и его квартира, парадный вход вел на улицу. На втором этаже - два класса, коридор, умывальная, клозет, две комнаты для музея и склада готовых изделий, квартира мастера-техника.

В помещении школы устраивались «сеансы живых картин, в самой большой комнате школы занавешивались окна» [12]. Кинематограф служил одним из средств распространения знаний и полезным развлечением для учащихся и взрослого населения города. В 1916 году демонстрировались картины «Юбилей дома Романовых», «Прогулка по зоологическому саду», «Борьба с пьянством» и другие.

Как и в других учебных заведениях города в школе широко отмечались российские юбилеи. В 1909 году к празднованию 200-летия Полтавской битвы приобретались посвященные ей книги, а 27 июня, в день юбилея, было торжественное богослужение в Воскресенском соборе. К празднованию 300-летия дома Романовых в 1913 год предполагалось приобрести портреты царей, подготовить сцену, заказать костюмы, во время пасхальных каникул в помещение школы поставить платный благотворительный спектакль «в пользу недостаточных учеников школы» при участии любителей драматического искусства. Предполагалось поставить пьесу А.Островского «На бойком месте» и устроить платный чайный буфет. «Расходы отнести за счет спектакля, а прибыль разнести между учениками или деньгами, или необходимыми вещами: сапоги, тужурки, фуражки и т.д.» [13].

С 1917 года в школе вводилось преподавание гигиены, что было важно для укрепления здоровья и предупреждения инфекционных болезней учащихся, выходцев из крестьян. Этот предмет вел врач Иван Васильевич Репьев. Он окончил Казанский университет и пользовался «среди коллег и пациентов наилучшим авторитетом» [14].

В 1921 году ремесленная школа была преобразована в профтехшколу. В 1923 году в здании школы оборудовали первое в городе стационарное кино, позднее размещался индустриальный техникум и Поволжский лесотехнический институт. В настоящее время в старом здании располагаются аудитории и научная библиотека МарГТУ.

здание ПЛТИ НРШ. 1932 г.

Центр.пл. здание ПЛТИ. 1940 г.

Примечания

1. Государственный архив Республики Марий Эл (далее ГА РМЭ). Ф.18.Оп.1. Д.746. Л.7.

2. Документальные фонды МБУК «Музей истории города Йошкар-Олы». Болдырев И.М Из истории уездного мужского училища.с.51.

3. ГА РМЭ. Ф.98. Оп.1.Д.67.Л.164.

4. ГА РМЭ. Ф.99. Оп.1. Д.4. Л.10

5. ГА РМЭ. Ф.99. Оп.1.Д225. Л.5

6. ГА РМЭ. Ф.99. Оп.1. Д.24. Л.6

7. ГА РМЭ. Ф.99. Оп.1. Д.278

8. ГА РМЭ. Ф.99. Оп.1. Д.4. Л.52

9. ГА РМЭ. Ф.99. Оп.1. Д.270. Л.49

10. ГА РМЭ. Ф.98. Оп.1. Д.67.

11. ГА РМЭ. Ф.99. Оп.1. Д.42.

12. ГА РМЭ. Ф.99. Оп.1.Д225. Л.11

13. ГА РМЭ. Ф.99. Оп.1.Д4. Л.47

14. Голос мари.1922. №39

↑ Наверх