Традиционная народная культура в современном воспитании детей. Проблемы, перспективы
На базе музея истории города Йошкар-Олы разработаны детские программы по русской традиционной культуре, главной целью которых является не столько образовательный момент, сколько вовлечение детей в стихию народной культуры игры, песни, возвращение им настоящего мира детства.
- Народный праздник («Колядки, колядки, собрались ребятки», «Масленица», «Жаворонушки, прилетите!», «Пасхальная радость», «Кузьминки»)
- Образы животных в народной культуре («Зайчик, котик в традиционной культуре», «Медведь в традиционной культуре», «Котик в традиционной культуре»)
- Постовые программы («Мамонька и тятенька», «Посидите, гостюшки, побеседуйте…»)
- «День именинника»
- «Народная игротерапия»
- «Потешки и пестушки для самых маленьких»
В течение последних лет через программы Музея истории города Йошкар-Олы прошли тысячи ребят. Опыт общения с детьми очень богат. Хотелось бы поделиться им, выявить круг проблем, особенностей и вопросов.
В результате проведения программ наметились некоторые отличительные особенности данной деятельности. У детей это вызывает сильную эмоциональную реакцию, дети влюбляются в народные элементы. Учитывая это, мы выделили главные «законы» программ:
- Цикличность программ. Желание ребенка прийти еще раз.
- Соответствие сроков и места проведения программ народному календарю. Строгость в подходе к этому (например, праздник Масленицы по возможности проводится на улице; разрабатываются специальные программы на время поста)
- Малая аудитория. Программа проводится строго для группы не более 35 детей (для полного погружения каждого ребенка в народную культуру)
- Детский репертуар (в программы включены элементы народной культуры, свойственные только детскому восприятию, характерные для детского возраста)
- Отказ от использования специальной музыкальной, компьютерной, видео-аппаратуры во время проведения программы: только живое звучание голоса и музыкальных инструментов в народной песне, танце, играх.
- Естественность и простота, натуральность (например, в программе «Осенины» дети с удовольствием едят обыкновенный, настоящий - не муляж - хлеб)
- Выездные варианты, возможность работать в привычной для детей обстановке.
Тем не менее, при проведении программ мы столкнулись с определенными проблемами, которые затрагивают не просто музейные особенности, но и человеческие, духовные аспекты. Они не могут не волновать и должны стать предметом пристального внимания со стороны педагогов, родителей, музейных работников.
- Отсутствие со стороны детей уважения ко взрослым людям
- Неумение современного ребенка играть вместе (ребята отказываются вставать в круг, держаться за руки, не могут быстро решить задачу в игре, в игре каждый сам за себя, эгоистичны)
- Агрессия, засоренность языка, засилие американских героев
- Отсутствие связи родителей и детей (по откликам некоторых детей, родители либо совсем не нужны, либо нужны только для удовлетворения определенных физиологических потребностей; зачастую школьники младших классов не знают своего отчества)
С учетом вышесказанного мы видим острую необходимость в сохранении традиционной культуры, во внедрении ее в сердца и души подрастающего поколения. Народная культура, обработанная веками, содержащая в себе идеи доброты, уважения, милосердия, в своей основе всегда имела стабильность и гармонию.
Автор статьи: Бусыгина М.В., заведующая культурно-просветительным отделом МБУК «Музей истории города Йошкар-Олы».