(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

Интерактивные формы и методы работы с молодёжной и подростковой аудиторией в Музее истории города Йошкар-Олы

УДК 069:37.04+374

Автор статьи - Николаева О.В., заведующая отделом культурно-просветительной работы


Аннотация. В статье рассмотрен опыт разработки, организации и применения новых форм культурно-образовательной деятельности при работе с подростковой и молодежной аудиторией Музея истории города Йошкар-Олы. Автором рассмотрена сущность интерактивных форм и методов. Кратко описана деятельность музея в направлении популяризации культурно-исторического наследия.

Ключевые слова: интерактивные формы, молодежная аудитория, Музей истории города Йошкар-Олы, музейный квест, квиз.

Молодежь и подростки как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности, когда все чаще прослеживается процесс потери нравственных ориентиров, традиций и ценностей. Работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной политики. Так, согласно «Основам государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» [5] приоритетными задачами являются: формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений. Эту работу призваны выполнять все социальные институты, в число которых входят и музеи [4].

Музей истории города Йошкар-Олы ориентирован на совершенствование социокультурной реальности, оказывает непосредственное влияние на духовное и культурное развитие человека, вносит свой неоценимый вклад в нравственно-патриотическое воспитание и этнокультурное развитие молодого поколения, взращивание чувства гражданской ответственности в каждом из нас.

Привлечение в музей молодого поколения - одна из задач Музея истории города Йошкар-Олы. Для молодежной и подростковой аудитории в Музее разработаны и реализуются проекты в основном с использованием интерактивных форм и методов, при создании которых учитываются целевая аудитория проекта, ее потребности и интересы, популярные веяния [3]. Интерактивность (англ. Interaction – взаимодействие) в условиях музея – метод, дающий возможность посетителю и музейному педагогу включиться в продуктивный диалог с музейной средой, в которой, помимо экспозиции, могут быть созданы специальные зоны, насыщенные разного рода музейными предметами, либо их моделями, а так же использованы формы и приемы работы, позволяющие активизировать визуальный, тактильный и вербальный каналы восприятия [1]. В музейной деятельности такая работа предполагает не только одностороннее получение знаний, не монолог экскурсовода и пассивный осмотр экспозиций, но и активное вовлечение посетителей во взаимодействие с экспонатами, в том числе с привлечением музейных средств и интерактивных форм и методов работы. При использовании интерактивных методов посетитель становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником познания. Задача сотрудника нашего музея не просто дать готовое знание, а побудить посетителей к самостоятельному поиску как необходимой ему информации, так и ответов на вопросы сотрудников музея. В этом случае мы меняем взаимодействие участников – активность экскурсовода или музейного педагога уступает место активности посетителей, что не характерно для традиционных форм ведения экскурсий и программ [2].

Применение интерактивных форм и методов стало приоритетным в работе Музея истории города Йошкар-Олы при составлении социокультурных проектов и музейных программ, ориентированных на молодежную аудиторию. Опираясь на практику и опыт работы российских музеев, собственные наработки, Музей истории города Йошкар-Олы разрабатывает и активно использует новые интерактивные формы работы с молодежной и подростковой аудиторией: квесты, игры-ориентирования, квиз-игры. Рассмотрим некоторые из них.

Квесты и игры-ориентирования – эта форма организации культурно-образовательной деятельности музея привлекает внимание посетителей разных возрастных категорий, но наиболее востребована у молодежной аудитории. Музейное ориентирование – это интерактивная экскурсионная игра в музее, парке или исторических местах города. Как и в спортивном ориентировании, участникам мероприятия предлагают передвигаться, используя индивидуальные маршрутные листы. Тематические квесты и ориентирование по музею или городу способствуют организации самостоятельной поисковой деятельности между самими участниками игр, когда основным становится взаимодействие в группе и практическое применение полученной информации [3]. На сегодняшний день Музей истории города Йошкар-Олы предлагает молодежи и подросткам поучаствовать в квестах: «Узнай город», «Открой город» - командные игры об истории города и его современном облике (Фото 1). «Храмы родного города» - знакомство с историей православных храмов города Йошкар-Олы; «Православная тропинка» - знакомство с историей города Йошкар-Олы и православными святынями [6]. (Фото 2, 3).

В последние годы набирает популярность такая интерактивная форма как квиз-игры (от англ. Quiz)- это интеллектуально-развлекательная игра-соревнование. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая «викторина». Игры состоят из нескольких раундов, в каждом раунде по 7-15 вопросов (в основном на логику и эрудицию). Главным отличием является то, что для участия в квизе не нужна дополнительная подготовка. В ходе квиз-игры участники команд отвечают на поставленные вопросы. После того, как ведущий игры получает ответы на вопрос от каждой из команд, на экране появляется слайд с правильным ответом. Благодаря этому участники могут сразу проверить свои знания.

В основном в Музее проводятся тематические квиз-игры, например: «На перекрестках столетия» - программа о столетней истории Республики Марий Эл, о важных этапах развития города в каждом десятилетии. «Знатоки Йошки» - познавательная игра в формате «Что? Где? Когда?» с вопросами о городе Йошкар-Оле, его истории и современными реалиями. «Йошкар-Ола – Симферополь. Мост Дружбы», где участники соревнуются в знаниях по темам, связанным с историей, архитектурой, искусством, известными людьми двух городов: Симферополя и Йошкар-Олы. «Эпоха космоса. Начало», команды-участницы соревнуются в ответах на вопросы, связанные с историей космонавтики. «Марийские национальные герои», где игроки соревнуются в знаниях по темам, связанным с историей и географией марийского края, национальными героями: реальными, былинными, вымышленными. «Город Царевококшайск: от крепости до уездного центра», где жители города отвечают на вопросы, связанные историей города с момента его основания (1584 года) до 1917 года, историей зданий Царевококшайска и жизнью знаменитых горожан, их бытом [6]. (Фото 4).

В нашей стране квиз появился недавно, и с каждым годом в игру становится все более привлекательна и вовлекает большее количество участников. Эта новая форма работы в Музее истории города наиболее востребована молодёжной и подростковой аудиторией.

Самой распространенной комплексной интерактивной формой в последнее десятилетие, как за рубежом, так и в нашей стране является ежегодная акция «Ночь музеев». Это международная, масштабная акция, которая проходит во многих странах Европы и мира. Идея праздника ведет свою историю с 1970 года, когда в Европе музеи традиционно стали открывать двери для бесплатного посещения. Тогда эта акция называлась «Весной музеев» и проходила в майские дни. В России «Ночь в музее» отмечается с 2002 года: первым последователем акции стал Красноярский музейный центр, в честь своего 15-летнего юбилея он предложил посетить музей ночью.

Музей истории города Йошкар-Олы включился в эту акцию с 2008 года. Сов местно с Национальным музеем Марий Эл им. Т. Евсеева и Национальной художественной галереей Марий Эл был реализован проект «Ночной музей: музейный треугольник» [6]. С каждым годом акция «Ночь музеев» становится все популярней. Наиболее активной аудиторией этого мероприятия является студенческая молодежь. Основные задачи акции – привлечение в музей новых посетителей (в особенности молодежи), демонстрация инновационных форм и методов проведения музейных мероприятий, развитие интереса и воспитание уважения к истории и культуре родного города и т.д. «Ночь музеев-2021» проходила под девизом «Больше, чем музей». Программа была ориентирована на молодежную аудиторию: провели костюмированные экскурсии по исторической части города и экспозиции; интеллектуальную квиз-игру «Город Царевококшайск»; организовали встречу с известным учёным-механиком Игорем Аркадьевичем Кудрявцевым, подарившим городу динамические скульптурные композиции; познакомили с создателями фильма «Наследие. Марий Эл», в завершении участники фольклорного объединения «Царёв город» представили концерт «Кабы, кабы не война…» [6]. (Фото 5, 6).

Значимой интерактивной формой работы с молодежью являются встречи. Музеем регулярно проводятся творческие встречи и вечера с известными людьми нашего города: историками, краеведами, учеными. Такие встречи не только яркие и запоминающиеся, но несут огромный познавательный потенциал, стимулируют интерес молодежи к истории родного города и края, знакомству с достижениями земляков, формируют косвенный жизненный опыт, содействуют социализации. Популярное среди молодежной аудитории мероприятия «Клуб знатоков города» объединил как опытных краеведов, постоянно занимающихся исследовательской деятельностью, так и начинающих, в том числе, студенческую молодежь. «Встречи на Вознесенской» - еще одна разновидность взаимодействия ученых-историков, писателей, археологов, архитекторов, коллекционеров, путешественников и йошкар-олинских старожилов с молодежной и подростковой аудиторией. «Театральная гостиная», проводимая в нашем музее совместно с Союзом театральных деятелей Республики Марий Эл стала площадкой для встреч молодежи с известными деятелями культуры и искусств нашего города. (Фото 7).

Стремясь быть современными и интересными для посетителей, музеи активно занимаются поиском новых идей, методов и форм работы с молодежью. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день в Музее истории города Йошкар-Олы разработаны и реализуются проекты, востребованные у молодежи. Разнообразие представляемых музеем программ и образовательных проектов говорит о том, что сотрудники музея понимают потребности посетителей и предлагают авторские неординарные разработки и проекты. Это пробуждает интерес к самому музею и побуждает к изучению истории родного города.


Литература

1. Макеева И.А. Использование интерактивных методов музейной деятельности в гражданском воспитании детей-сирот (из опыта работы) // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 366. - С. 121 – 125.

2. Караманов А.В. Организация интерактивной музейной среды: от методов к моделям// Вопросы музеологии. - 2012. - №2 (6). – С. 171 – 178.

3. Николаева О.В. Применение интерактивных методов и форм в деятельности музеев изобразительных искусств / О.В. Николаева // Богатство финно-угорских народов: материалы IV Международного финно-угорского студенческого форума (г. Йошкар-Ола, 25–26 мая 2017 г.) / Мар. гос. ун-т; отв. ред. Р. И. Чузаев. - Йошкар-Ола, 2017. - Вып. 4. - С.362-365.

4. Николаева О.В., Спесивцева Н.В. Республиканский музей изобразительных искусств Республики Марий Эл: опыт работы с молодежью/ О.В. Николаева, Н.В. Спесивцева // Инструменты современной научной деятельности: сборник научных статей. Выпуск 30. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. - С.220-225

5. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru. - (дата обращения: 31.05. 2021).

6. Официальный сайт Музея истории города Йошкар-Олы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://i-ola-museum.ru/ (дата обращения 02.06.2021).

↑ Наверх