(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

Фольклорно-этнографическая экспедиция 2016 г.

Фольклорно-этнографическая экспедиция ФО «Царёв город» совместно с Русским национально-культурным объединением Республики Татарстан и Центром русского фольклора г. Казани состоялась в 2016 году уже в десятый раз.

Экспедиция была организована в рамках проекта «Организация и проведение фольклорных экспедиций по русским селам Среднего Поволжья», победившего в конкурсе на получение грантов Кабинета Министров Республики Татарстан для некоммерческих организаций, участвующих в реализации социально значимых проектов.

Экспедиция состоялась в июле-августе 2016 года (с 31 июля по 16 августа). Местом проведения стали Бугульминский и Бавлинский районы  Республики Татарстан. Для изучения было выбрано 12 населенных пунктов:

  •  с.Соколка, п.Подгорный, с.Спасское, д.Старое Сумароково, с. Новое Сумароково, с.Солдатская Письмянка, д.Ефановка, д.Солояз, д.Левашовка, д.Ростовка, г.Бугульма (Бугульминский район РТ);
  •  С.Поповка, д.Верхняя Фоминовка (Бавлинский район РТ).

Во время экспедиционной работы был опрошен 51 человек.

Опрос старожилов в с.Соколка

Опрос старожилов в с. Соколка

Территория Бугульминского и Бавлинского районов очень необычна для нас, жителей Марий Эл. Здесь не увидишь густых лесов и широких полноводных рек. Все вокруг – это холмы и увалы. 

Говоря научным языком – это Бугульминско-Белебеевская возвышенность, предгорье древних Уральских гор. Холмы издалека похожи на спины каких-то огромных животных, которые спят, а их шерсть переливается на солнце. Между холмами текут небольшие речушки, и везде бьют ключи. Многие из них имеют свою легендарную историю. А вода в родниках невероятно вкусная!

Перепады высот во время движения по дороге просто захватывают дух! И ты всей душой ощущаешь бескрайность российских просторов и неповторимое величие России.

Бавлинский район РТ

Бавлинский район РТ

До революции эти места входили в состав Самарской и Оренбургской губерний. Подготовка к экспедиции выявила уникальную особенность данной территории – наличие не только старинных русских сел, но и так называемых «курчанских».

В XVIII здесь происходило плановое заселение территорий выходцами из Курской губернии. Это были государственные крестьяне-однодворцы. Переселившиеся крестьяне не смешались с местным населением, а многие десятилетия сохраняли уникальные особенности своей традиционной культуры: особый песенный распев, праздничную одежду, способ постройки домов и многое другое.

С тех пор и повелось разделение сел на «русские» и «курчанские». Экспедиция работала в нескольких курчанских селах – с.Соколка, д.Верхняя Фоминовка, д.Ефановка, с.Поповка.

Девчоночка курчаночка

Из Курской области.

Хочу любить, хочу забыть,

На всё хватает совести.

Об уникальности данной традиции может свидетельствовать тот факт, что в 1986 году в Москве состоялась запись бабушек из с.Соколка в студии грамзаписи. Благодаря этому мы до сих пор можем слышать удивительное звучание курчанских песен. Общаясь со старожилами курчанских сел, нам удалось зафиксировать своеобразные элементы традиции:

  • Катание яиц на могилках в Пасху;
  • Установка качелей (релей) в лесу на Троицу

«Сперва катали, кто песни больно хорошо играл»;

  • Выпекание лесенок из теста на 40-й день после смерти и др.

В течение двух недель экспедиционная группа работала в нескольких направлениях.

1. Организация и проведение небольших концертных программ для старожилов.

Бабушки не всегда сразу готовы идти на контакт, некоторые опасаются «чужаков». Очень важным элементом работы становится представление себя, но не в официальной форме, а в творческой – концертной. Когда для них исполняются старинные песни, когда делишься воспоминаниями, высказываниями других бабушек, их глаза теплеют, в них появляется живой интерес и желание помочь нам сохранить, сберечь остатки традиционной культуры.

Более благодарных слушателей нам не приходилось видеть. Их глаза говорят сами за себя!

Бабушки в с. Соколка

Бабушки в с. Соколка

Такие концертные программы-встречи состоялись в с.Соколка, д. Ростовка, с.Новое Сумароково, с.Спасское.

Концертная программа в с. Соколка

Концертная программа в с. Соколка 

Концертная программа в с. Соколка

2. Комплексные опросы старожилов по русской традиционной культуре.

Опрос – главная часть экспедиции. Он помогает наглядно представить процесс бытования традиции на данной территории. В процессе опросов затрагивались такие важные темы, как праздничная культура, старинные вечорошные игры и игры на улице,  свадебный обряд и многое другое.

«Весело! Деревня и работать умела, не спрашивала ни выходных, ни праздников, ничего, и веселиться. Город так не может. Нет!»

Обязательным итогом таких опросов оказывается возможность собрать нескольких бабушек вместе и попробовать записать старинные песни. Безусловно, огромной удачей в таких записях становится многоголосие, уникальное народное звучание, фиксация характера песни.

Не все экспедиционные попытки  увенчались успехом, но несколько традиционных обрядовых, плясовых, протяжных песен записать удалось. Среди них «Эх ты, солдатка!», «На песку да на камушку», «Как во поле, чистым поле» из с.Соколка; «Не вейтеся чайки над морем», «За лесом солнце воссияло» из с. Поповка.

«Хоть были голодные, холодные, но уж песни пели ужасно как хорошо!»

«Как бы один раз хоть во сне увидать Троицын день! Стон стоял, стон стоял, везде-везде стон стоял, сколько песен… В лесу и места нету где присесть даже…»

Бабушки в д. Ефановка

Бабушки в д. Ефановка

3.  Работа с традиционным русским костюмом.

Она включает в себя фотографирование, обмер, зарисовка традиционных элементов одежды. Если песенная культура практически утрачена на данной территории, то традиционная русская одежда сохранилась. Очень важно не только сфотографировать сам костюм, но и попытаться (если это возможно) представить его  в «живом бытовании», т.е. на человеке. Благодаря такой работе, воочию можно увидеть, как выглядели русские люди, какие цвета окружали их, какими краскам были наполнены традиционные праздники!

Вязаные чулки из п. Подгорный

Вязаные чулки из п. Подгорный

Курчанский пояс «покромка» (из фондов Бугульминского краеведческого музея)

Курчанский пояс «покромка» (из фондов Бугульминского краеведческого музея)

Курчанская кофта из д. Верхняя Фоминовка

Курчанская кофта из д. Верхняя Фоминовка

Особое внимание уделялось и терминологии костюмного комплекса. «Покромка», «котелка», «блонды», «брюльки» - это всего лишь небольшой список элементов русского праздничного женского костюма.

Курчанский костюм из д. Верхняя Фоминовка

Курчанский костюм из д. Верхняя Фоминовка

Традиционный русский костюм (рубаха и сарафан) из д. Солояз

Традиционный русский костюм (рубаха и сарафан) из д. Солояз

4. Фиксация объектов материальной культуры.

Это наиболее сложный и малоизученный раздел экспедиции. В ходе работы удалось зафиксировать (сфотографировать) традиционные жилищные постройки, обмазанные глиной. Вплоть до 80-х годов ХХ века они еще покрывались соломой. Об этом также говорят и фотографии некоторых деревень, сохранившиеся в семейных архивах.

Традиционная изба в д. Левашовка

Традиционная изба в д. Левашовка

Важной частью экспедиции является запись приготовления традиционных блюд русской кухни. Удалось заснять процесс изготовления «жаворонушков» - обрядовых изделий из теста, выпекаемых на 22 марта. Особый интерес вызвал праздничный свадебный пирог – курник, который привозила сваха и одаривала им подруг невесты.

«В еде греха нету, а вот обидеть человека – вот это грех»

«Жаворонушек» из теста, с. Поповка

«Жаворонушек» из теста, с. Поповка

Мы покидаем эту землю с  грустью. С одной стороны, больно и тяжело смотреть на умирающие русские деревни, на исчезающую традицию, но мы надеемся, что всё, что удалось записать, сфотографировать, зарисовать,  поможет будущим поколениям достоверно и правильно представить жизнь русского крестьянства на данной территории  и даст толчок не только к новым исследованиям родной земли, но и к попытке возродить глубинные традиции.

14 Казанско-Богородицкая церковь в д. Лукинка

Казанско-Богородицкая церковь в д. Лукинка

Бусыгина М.В., ФО "Царёв город"

↑ Наверх