(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

Шарпатов Владимир Ильич

Владимир Шарпатов родился 21 марта 1940 года в поселке Красногорский ныне Звениговского района Республики Марий Эл. Попытка поступления в Сасовское летное училище не увенчалась успехом. После 1-го года работы столяром, в 1959 году поступил на очное отделение Казанского авиационного института. Занимался в аэроклубе, стал планеристом. На первом курсе (по существующей тогда программе), как и все, направлен на практику на Казанский авиационный завод им. Горбунова при вечерней системе обучения. Со второго курса обучение было очным в сочетании с занятиями на планерном отделении аэроклуба.

Шарпатов3

Окончив три курса Казанского авиационного института, поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации, а с 1963 года восстановился в Казанский авиационный институт заочно, одновременно обучаясь в Краснокутском летном училище гражданской авиации, которое окончил с отличием. В 1965 году по окончанию училища по распределению был направлен в Тюмень.

В 1967 году защитил диплом в Казанский авиационный институт, а в 1976 второй диплом в Академии гражданской авиации. Летал на самолетах ЯК-18А, Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-76. Имеет общий налет 16 500 часов. Занимал ряд командных должностей.

В 1991 году освоил полеты на международных линиях. Выполнял полеты в 65 стран. Находясь в командировке в Люксембурге по аренде швейцарской фирмы «Metro cargo», участвовал наряду с другими российскими экипажами в перевозках военных грузов и бронетехники.

В 1992 году выполнил 2 полета из города Кургана с боевыми машинами пехоты (БМП) в столицу республики Съера Леоне город Фритаун.

В июне того года направлен в командировку в Объединенные Арабские Эмираты город Шарджа, выполнял полеты с грузами в Афганистан. 3 августа 1995 года самолет Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Экипаж самолета попал в плен.

Плен растянулся на 378 дней. Все попытки России и международных организаций, в том числе и Совета безопасности ООН по освобождению экипажа и самолета оказались безуспешными. Силовой вариант освобождения был практически не реален в тех условиях. Он бы неизбежно повлек большие потери и/или уничтожение летчиков талибами. Была и попытка выкупа. Велись тайные переговоры с руководством движения Талибан. Но по многим причинам согласие не было достигнуто.

Талибы обвинили летчиков и Россию в целом во вмешательстве во внутриафганские дела и поместили экипаж под усиленную охрану до выяснения отношений и выполнения всех их многочисленных требований.

Летчики содержались в хозяйственной пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной вооруженной охраной. Экипаж склоняли к принятию ислама, работе на Талибан и постоянно угрожали казнью в соответствии с нормами шариата.

Шарпатов2

Побегу способствовало и то, что 10 июля 1996 года при выполнении технических работ было получено разрешение на передвижение по аэродрому при очень многочисленной охране, в процессе которой лопнуло колесо. Это послужило поводом для выезда на аэродром всех членов экипажа для заменены колеса из своего запаса.

В этот день 12 августа 1996 года техника опять оказались «в заговоре» с экипажем. При запуске «пускача» (ВСУ) начался перегрев турбины и автоматика его выключила. Пока турбина остывала, охрана пошла молиться, оставив 3-х автоматчиков в кабине. Немного спустя удалось ее запустить и на двух основных двигателях начать руление запуская 3-й и 4-й на ходу, а также готовя оборудование для взлета.

Действовали как никогда слаженно и четко: инженеры закрывали рампу, бортинженер запускает двигатели, радист проверяет связь. Действия экипажа не вызвали у охранников подозрений. Может только закрывающаяся рампа немного насторожила талибов.

Взлет пытались перекрыть 2 автомобиля. Отрыв самолета произошел буквально с последней плиты полосы, после чего охрана, наконец, «очухалась» и перезарядила один из автоматов. Экипаж пошел на их разоружение, а командир, сделав «горку», создал невесомость с последующей обратной перегрузкой и продолжил полет на высоте 50-70 метров над барханами, чуть не попав в смерч. Звание Героя России присвоено указом президента России от 22 августа 1996 года. Звезду Героя России В.И. Шарпатову вручил в Кремле премьер-министр В.С. Черномырдин.

После возвращения из плена В. И. Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании «Аэростан», но 1 декабря 1998 года в возрасте 58 лет был уволен «по сокращению штатов». Безуспешно пробовал добиться восстановления на работе, даже через суд. Уехал в город Тюмень, где летчик вновь сел за штурвал Ил-76 авиакомпании «Тюменьавиа». В частности, летал в Турцию, Эмираты. В возрасте 62-х лет ушел с летной работы. Депутат Тюменской областной Думы V созыва, член комитета Тюменской областной Думы по социальной политике, член партии Справедливая Россия. Имя Героя России Шарпатова В.И. присвоено Красногорской средней школе № 1 в Республике Марий Эл, где учился герой.

Шарпатов1

Награды

медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

медаль «Патриот России»

медаль «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане»

медаль «За укрепление государственной системы защиты информации» I степени

медаль «200 лет МВД России»

нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС»

нагрудный знак «Воину-интернационалисту»

ведомственные знаки Минтранса России: «За безаварийный налёт часов» I степени и «Отличник воздушного транспорта»

медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа»

медаль «60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков»

↑ Наверх